Низкий жанр
04.05.200703:21

Моя мама – преподаватель вуза, интеллигент, бог знает в каком поколении, – помешивая одной рукой суп, а другой придерживая в зоне видимости растрепанную книжку Рекса Стаута, приговаривала: «Все люди делятся на тех, кто любят детективы, и тех, кто это скрывает». Я бурно ей возражала: «Я вот их терпеть не могу!». А потом прочитала запоем Конан Дойля и перестала возражать.

На самом деле, конечно, не все любят детективы. Есть еще те, кто любят любовные романы и фантастику. И еще небольшой процент чтецов "художественной литературы". В любом уважающем себя книжном так и стоят четыре стеллажа: детективы, любовные романы, фантастика и «художественная» (от Вергилия до Оксаны Робски). Но все-таки наша эпоха – по моим ощущениям, эпоха детектива: интересные сюжеты, яркие диалоги и очень мало размышлений о жизни. На тесных полочках книжного магазина – детские детективы, женские детективы, интеллектуальные детективы, детективы-фэнтези, детективы-боевики...

Почему людям так нравятся бумажные игры в «сыщиков-разбойников»?

Счастливый конец. Очень хочется хэппи-энда – и в жизни, и в книжках, и в кино. Увы, в жизни бывает всякое, хорошая литература и хорошее кино грешат реализмом, а, значит, там тоже проблемы с хэппи-эндами. Но ведь хочется! Чтобы в конце герой с героиней поженились и жили долго и счастливо! Чтобы мир спасли! Чтоб злодея покарали! Что ж теперь только сказки читать? Ну хоть детектив... Уж там-то преступника разоблачат и накажут, мудрый сыщик получит вознаграждение, а несчастная жертва получит свободу и большое наследство (в женском детективе еще и мужа). О, да! Детектив убеждает нас в том, что существует объективная картина мира (в хорошем детективе в ход следствия не вмешиваются зеленые чертики и шестикрылые херувимы), законы морали (преступника покарают обязательно) и законы логики (сопоставляя факты, в детективе действительно можно построить верную гипотезу).

Игры разума. В каждом из нас живет жажда познания. Реализуется же она по-разному. Кто-то раскрывает устройство ДНК, а кто-то решает кроссворды. Классический детектив – зарядка для ума. Его основа – вовсе не кровавое убийство, а интеллектуальная задача, решить которую предлагается главному герою книги и ее читателю. Разгадал преступника на середине книги? Какой молодец, умнее Шерлока Холмса! Не догадался? Ничего страшного, вам с доктором Ватсоном в конце все объяснят, свою долю интеллектуального удовольствия вы тоже получите.

Это интересно! Мастера детектива хотят вас удивить. Причем не красотой своих мыслей, а необычностью сюжета и персонажей. Преступник – обезьяна! Сыщик – бабушка! Автор – преступник! И сам этого не помнит! Иногда до бреда доходит, честное слово, но интересно...

Очень уж они обаятельные... Автор детектива обычно вкладывает в главного героя всю душу (поэтому остальные персонажи такие картонные), и в результате получается этакий супергерой типа того же Холмса или Эраста Фандорина: все он знает, все умеет. Есть у него, конечно, слабости, но тоже очень милые. Читатель отождествляет себя с этим самым героем и радуется.

О, вот и новая книжечка из моей любимой серии! Чуть ли не с самого начала детектив был жанром «циклическим». В том смысле, что каждый уважающий себя автор создавал цикл произведений про одного героя – комиссара Мегрэ там или мисс Марпл. Сегодня уже всем ясно, что «сериальные» книжки – беспроигрышный вариант. Если читатель «подсел» на серию, он так и будет скупать книжки в этой обложке, пока не опомнится.

Семечки для мозгов. В троллейбусе мужчина, с отвращением покосившись на книжку в яркой обложке в моих руках, спросил: «Неужели вам нравится? Не боитесь поглупеть?». Я: «Ну имею я право отдохнуть в перерыве между «Сном в красном тереме» и «Очерками лингводидактики»? Почитать какую-нибудь ерунду с незамысловатым сюжетом и простеньким языком?». Нет, когда-то я и Ницше читала в троллейбусе, а сейчас как-то неохота – на середине фразы объявят остановку и потом заново начинать вникать в суть. Что-нибудь умное или «вкусное» лучше дома почитать, предварительно настроившись и приготовив чашку хорошего чая. А для троллейбуса (больницы, поезда) детектив – самое то.

Это, наверное, основные причины, по которым мы читаем детективы. Невзирая на их качество. А ведь хороший детектив – вовсе не чтиво для глупых читателей, неспособных понять красоту описания природы или тонкость мыслей и чувств. Хороший детектив – элегантный ребус, выстроенный по определенным законам.

Вот, например, десять заповедей Рональда Нокса, которые были обязательны для членов британского «Детективного клуба»:
1. Преступник должен быть из числа тех, о ком упомянуто в самом начале романа.
2. Вмешательство сверхъестественных и потусторонних сил полностью исключается.
3. Не разрешается использовать более одного потайного помещения или тайного хода; но и это допустимо только в том случае, если действие происходит в доме, в котором теоретически возможно наличие подобных вещей.
4. Недопустимо использовать «доселе неизвестные» яды или устройства и методы, требующие длинного научного объяснения в конце рассказа.
5. В рассказе не должен появляться китаец.
6. В разгадке сыщику никогда не должен помогать счастливый случай или ничем не объяснимая интуиция.
7. Преступником не должен оказаться сам сыщик.
8. Натолкнувшись на какой-либо след, ведущий к разгадке, сыщик не имеет право утаивать его от читателя.
9. Не хватающий звезд с неба друг сыщика – «Ватсон» - не должен утаивать ни одну из осенивших его догадок; по своим умственным способностям он должен несколько уступать среднему читателю.
10. В рассказе не должны появляться ни близнецы, ни двойники.

Кстати, Агату Кристи чуть не выгнали из «Детективного клуба» за нарушение седьмого правила в романе «Убийство Роджера Экройда» - убийцей в книге оказался рассказчик.

И действительно, прочитав эти правила, так и хочется их нарушить – написать детектив, в котором... Стоп-стоп-стоп! Написать детектив? Да я же их терпеть не могу!


 

Юлия Назарова, специально для Lady74.ru

Оставить отзыв