Канск – не Канны!
17.11.200620:46

В минувший четверг в галерее «Окно» прошла новая волна видеоарта.
Вчера в челябинской галерее современного искусства «Окно» прошел показ третьей и четвертой частей Международного Канского видео фестиваля за 2004 год.

Казалось, что на показ пришли все «свои» - те люди, регулярно посещающие «Окно» и уже давно проникшиеся видео искусством, поэтому атмосфера была какая-то дружеская. Все-таки «Окно» - очень уютная галерея. В небольшой белой комнате расставлены мягкие скамейки и стулья примерно на пятьдесят человек, напротив которых расстелена большая белая материя, на которой и показывают фильмы. В галерее постоянно находятся арт-директор - Светлана Шляпникова и директор «Окна» – Дмитрий Латухин, которые всегда отвечают на вопросы зрителей, тем самым, помогая лучше разобраться в идее видеоарта.

В этот раз мы увидели третью часть программы, представленную работами норвежских, немецких, швейцарских, русских, американских, сербских, бельгийских, новозеландских и английских художников.

Безусловно, отличились немцы, сделав анимационный 25-минутный фильм «Затопленные поля Виктории», действующими лицами которого стали пластилиновые люди, живущие в таком же мире, как и мы, только из пластилина. Сюжет в том, что за один день до затопления полей организовали экскурсию, чтобы последний раз полюбоваться прекрасной долиной. Если бы не один персонаж, рвущийся окунуться в воду этой долины, автобус из-за закрытого туннеля так бы и не добрался до места. Добираясь до водопада, герой чуть не умер от душившего его желания найти чудесную воду, которая потом его и спасает. Последний кадр фильма – герой, как рыба, со спокойным сердцем плывет в глубинах голубой воды. Нечасто увидишь такой завораживающий и неординарный стиль съемки.

Для меня же главными героями стали ребята из Екатеринбургской команды «Зер-Гут», которые из показа в показ не перестают удивлять таким талантом и всеобъемлющим воображением художников. Представьте только, это каким же мастерством надо обладать, чтобы слепить, словно нарисовать, на снегу из семечек портреты трех молодых людей, вычерчивая каждый сгиб и каждую черту (наверное, это и есть главные лица «Зер-Гута»)?! Идея видеоарта «Визуализация приручений» - показать, как постепенно голуби съедают все семечки, из которых сделаны силуэты, потому что для птиц – это всего лишь еда, а не люди. И лица постепенно исчезают, превращаясь в снежную пыль.

В отличие от прошлого показа этот видеоарт в основном был составлен из короткометражных фильмов, отличающихся не событийностью, но эффектной и завораживающей съемкой: «Сон», «Первый снег», «Открытка», «Танцуй, танцуй, детка!»

На четвертой же части фестиваля показали один полнометражный фильм немца Йуста Рендерса – «VIP ложа», который поначалу кажется скучноватым, но постепенно начинаешь втягиваться в сюжет и следить за развитием событий. Этот фильм рассказывал про женщину, раньше играющую в театре, но потом трясина разных проблем и неудач занесла Ванду в кафе, где она постоянно работала. Однажды Ванда решается осуществить свою мечту – поехать в Берлин и увидеть Катрин Денёв и получить хорошую актерскую роль. Весь день героини переполнен событиями, знакомствами с известными людьми, неожиданными встречами, складывающимися в один сплошной кошмар. Отчаянная, она возвращается к себе в провинцию. Но дома ее ждет приятная новость. Ассистентка одного известного режиссера, которой Ванда силой засунула в карман визитку, пригласила ее на кастинг нового фильма. Смысл полнометражки можно уложить в русской поговорке – «Если долго мучиться, что-нибудь получится». Главное - в нужное время оказаться в нужном месте. Так что не провороньте свою птицу счастья!

После просмотра я побеседовала с некоторыми любителями видеоарта.

Вероника, 19лет, студентка ЮУРГУ:

Я много раз была на показах видеоарта. Видеоарт – искусство с очень завуалированным смыслом. Есть забавные сюжеты, которые можно посмотреть и посмеяться. Но мне больше нравятся короткометражные фильмы, где нужно искать скрытый смысл, а это всегда интересно. Сегодня самым запоминающимся был немецкий видеоарт – «Затопленные поля Виктории», как раз, относящийся к последней категории.

Иван, 23 года, студент ЮУРГУ:

Я первый раз на таком показе, но теперь буду появляться здесь чаще. Понравилась русская анимация «Земля нас поражающая» про двух желтых человечков, прилетевших на Землю с планеты Солнце, но на Земле их сразу приняли за чужаков и хотели сжечь. Но огонь в огне не горит, и человечки благополучно отправились к себе домой. Здесь поднимается тема жестокости нашего мира и, возможно, даже прослеживаются политические мотивы. Еще один отличный немецкий видеоарт – «Икар – взлетная тоска», где человек бегал нагишом по зеленому лугу, махал руками, будто крыльями, мечтая взлететь.

Мадина, 18 лет, студентка ЧелГУ:

А мне кажется, что сегодняшний показ несколько уступает предыдущему. Но есть пара запомнившихся вещей – это, конечно, добрые желтые человечки и швейцарская анимация, где показана жизнь москита, да и к тому же там очень красиво нарисовали готичные замки.

Александр, 21год, студент ЮУРГУ:

Постоянно хожу на видеоарт. Сегодня было очень много достойных вещей. Лучший видеоарт третьей части – это два фильма норвежского режиссера Маргариды Паивы. Впечатлил также полнометражный немецкий фильм «VIP ложа», в котором странно и неожиданно для главной героини исполняется ее давно зарытая в темный шкаф мечта – стать актрисой, но только после многих лет ожидания и прохождения больших эмоциональных потрясений.

Светлана Шляпникова, арт-директор галереи «Окно»:

Выбрать русский город Канск – хорошая возможность пошутить над французским кинофестивалем в Каннах. Игра слов. Когда же все только начиналось, никто не планировал проводить ежегодные фестивали видеоарта. Первый проект назывался «Культбросок на восток». И он получился настолько содержательным, что людям это показалось интересным и необходимым. В 2002 году прошел первый подобный фестиваль в России, который предоставил людям возможность «показать» и «посмотреть» и выявить художников, создать среду людей, заинтересованных таким искусством.

Что касается сегодняшнего показа, всем нам было приятно, что в программу вошло много екатеринбургских фильмов. А мне особенно понравился фильм Катрин Гарэ «Frammento» - видеоарт из Новой Зеландии, в котором, может быть нет социальности, но он безумно красиво снят.

Если вы хотите составить собственную картину об искусстве видеоарта, приходите в следующий четверг все в ту же галерею. На этот раз предполагается демонстрация фестиваля новых медиа в кино BACK_UP FESTIVAL (Веймар, Германия).

 

Мила Перетрухина, специально для Lady74.ru

Оставить отзыв