С днем рождения, Dr. Martens!
31.03.201017:18

У Иоганна Себастьяна Баха есть небольшое произведение под названием «Шутка». Вопреки своему названию, оно совершенно не вызывает улыбок у слушателей, но это не мешает нам заслуженно считать его культовым. Такую же «шутку» мир получил в подарок на очередной День смеха – 1 апреля 1960 года с конвейера сошел первый ботинок Dr. Martens.

Но история культовой обуви началась чуть раньше – в 1945 году Клаус Мертенс изготовил первый прототип, а в 1947 он и его партнер Герберт Функ, «помародерствовав» среди списанного обмундирования Люфтваффе, выпустили пробную партию обуви армейского типа, но усовершенствованной конструкции.

Поначалу ботинки темно-вишневого цвета с восемью дырками для шнуровки носили почтальоны, женщины за 40 и рабочие, которые больше всего ценили удобство и прочность подошвы. Чуть позже эти качества, а также то, что «мартенсы» – обувь пролетариев, оценили политики и приверженцы английских молодежных субкультур.

А уж потом Dr. Martens получил признание среди модниц, что вполне объяснимо: грубые армейские ботинки, контрастирующие с легким платьем, подчеркивают женственность и хрупкость не хуже «пиджака бойфренда». С тех пор ботинки начали постепенно переходить в разряд культовой вещи и терять своеобразную бунтарскую идеологию недовольных пролетариев, хотя некоторые «символические» функции за «мартенсами» все же остались. Эту обувь рекламировал Курт Кобейн (правда, посмертно – в образе ангела небесного, обутого в «мартенсы», и без согласия вдовы), в этих ботинках выступают Depeche Mode… Рок в чистом виде! А новую коллекцию «докторов» рекламируют на «хипстерском» lookatme.ru, который отнюдь не призывает кого-либо примкнуть к рабочему классу – максимум, побренчать в гараже. Наверное, теперь слова веселой песенки, посвященной «мартинсам», можно признать абсолютно справедливыми:

It's not class or ideology,
Color, creed, or roots
The only thing that unites us
Is Dr. Marten's boots.

(Не класс или идеология,/ цвет, вера или корни,/ единственное, что нас объединяет, –/ это ботинки Dr. Martens)

Но на этом приключения и эволюция «мартинсов» или «мартов», как их иногда называют, не заканчиваются. Я уже писала о том, как вещи-потребности переходят в предметы культа. Dr. Martens ожидало признание особого рода. После того, как они стали культовым предметом, их пропустили в мир высокой моды: в этом году JW Anderson порадовал нас вариацией на форму «мартенсов», декорированных шипами, ремнями и розами, мрачный англичанин Гарет Пью – лаковыми и похожими на жуков ботинками для Хэллоуина в духе Тима Бертона, а Comme des Garçons – хулиганистой парой с нарисованными пальцами ног. Не остались равнодушными к Dr. Martens и другие дизайнеры. Вивьен Вествуд обтянула потертую пару голубой сеткой, Levis Strauss не поскупился на пайетки, а дизайнеры H&M надели на ботинок серебристую цепочку – получился этакий браслет для щиколотки и непредумышленное кокетство. Больше всех отличился Раф Симонс, покрывший ботинки драгоценными металлами – золотом и серебром. В памяти сразу же оживает старинная легенда о капризном короле и позолоченном мальчике. Конец у нее печальный, но «мартенсам», похоже, подобная участь вряд ли грозит, ведь они практически вечны, проявляя недюжинную стойкость и терпение даже перед бурной фантазией модных дизайнеров. 

Оставить отзыв