Вы здесь
Правила обряда венчания в православной церкви22.03.201006:46
Некогда венчание было единственной законной формой брака. Сейчас же людьми вполне светскими оно воспринимается как красивое действо, торжество, шоу после регистрации в загсе. И относятся к нему так же, с непониманием сути браковенчания. Священники признают, что если перед храмом смех, шампанское рекой, а в церкви жeниx и нeвecтa, с родными и друзьями, ожидaя окончaния литургии, рaзговaривaют, ходят по хрaму, cтaновятcя cпиной к обрaзaм и иконоcтacу, то венчание для них скорее дань моде, следование лишь внешней стороне красивой традиции.
Отказывать в венчании им, конечно, не будут, для отказа существуют более веские причины.
Церковно-канонические препятствия к браку
Православной церковью четко определены причины, по которым таинство венчания совершаться не может.
- Не допускается вступление в брак более трех раз.
- Запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
- Церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
- Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять крещения перед венчанием.
- Не венчают брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый брак.
- Препятствием к совершению браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
- Не венчается брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм).
- Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
Совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к таинству венчания свидетельство о государственной регистрации брака.
Отсутствие родительского благословения на венчание (особенно, когда они являются атеистами) в случае совершеннолетия жениха и невесты не может воспрепятствовать венчанию.
Если же препятствий к венчанию нет, то и для истинно верующих, и тех, кто просто отдает дань моде, существуют общие правила.
Перед венчанием
Вопрос о конкретном месте проведения венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, таинство должно совершаться в «своем» храме. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться венчание. Можно либо поговорить с несколькими батюшками из разных храмов и выбрать того, с кем почувствуете духовное родство, либо просто записаться в выбранной церкви на определенное время – тогда обряд проведет «дежурный» священнослужитель. Во многих храмах существует предварительная запись, сделать ее может любой родственник, присутствие жениха и невесты не обязательно.
Для подготовки к причастию в день венчания надо выполнить несколько условий.
- Поститься в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед венчанием.
- Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
- Необходимо воздержаться от интимных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед венчанием.
- Прочесть перед причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению.
Для венчания необходимо приготовить:
- обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;
- венчальную пару икон: с изображением Спасителя и с изображением Божьей Матери;
- венчальные свечи;
- рушник (полотенце).
Во время венчания
В день венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания.
Венчание – довольно долгий обряд. Он совершается в течение нескольких часов. Обряд начинается с обручения, во время которого молодые обмениваются кольцами. Священник является «проводником» между супругами и Господом, он объявляет волю Божью и благословляет пару. Священнослужитель читает молитвы за спасение жениха и невесты, а затем просит Бога самого благословить их союз. В самом начале обряда священник вручает молодым две свечи, которые должны гореть на протяжении всей церемонии.
Во время брaкоcочетaния Церковь ни о ком больше не молитcя, кaк только о двоих лицaх – жeниxе и невеcте (только один рaз произноcитcя молитвa «зa воcпитaвших родителей»).
Венчание над каждой парой должно совершаться отдельно. Канонические установления не позволяют одновременное венчание нескольких пар. В современных условиях это правило (из-за большого количества венчающихся в одном храме пар) часто не соблюдается.
На венчание девушка должна придти с покрытой головой (в фате или платке), в закрытом белом платье, с минимумом украшений и косметики, в удобной обуви – несколько часов придется стоять неподвижно. К одежде мужчины особых требований нет. Кроме самих венчающихся, в церкви должны присутствовать два свидетеля для того, чтобы держать короны над головами венчающихся во время церемонии. У всех участников церемонии должны быть нательные крестики.
Когда можно венчаться
Лучшим временем для свадебных торжеств издавна считается осень, зимние дни от Крещения до Масленицы, первое воскресенье после Пасхи (Красная горка) и лето между Петровым и Успенским постами.
В 2010 году венчаться можно в эти дни:
- Апрель – 12, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 30
- Май – 2, 3, 5,7, 9, 10, 14, 16, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28, 30
- Июль – 12, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 30
- Август – 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 29, 30
- Сентябрь – 1, 3, 5, 6, 8, 12, 13, 15, 17, 19, 22, 24, 29
- Октябрь – 1, 3, 4, 6, 8, 10, 11, 15, 17, 18, 20, 22, 24, 25, 27, 29, 31
- Ноябрь – 1, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 17, 19, 21, 22, 24, 26.
Венчание не совершается:
- по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
- в течение Великого (с 15 февраля по 3 апреля), Петрова (с 31 мая по 11 июля), Успенского (14-27 августа), Рождественского постов (с 28 ноября по 6 января);
- накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников;
- в продолжение Святок, от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
- в течение Сырной седмицы (Масленицы);
- в течение Пасхальной (Светлой) седмицы (Пасха в 2010 году – 4 апреля, Пасхальная седмица 5-11 апреля 2010 г.);
- в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (10, 11сентября), и Воздвижения Креста Господня (26, 27 сентября).
В особых случаях с благословения архиерея для молодоженов может быть сделано исключение. Но лучше всегда уточнять конкретную дату венчания заранее в том храме, где вы планируете провести обряд.
Свидетели
В дореволюционной России браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях – в народе их называли дружка, подружие или шаферы. Они подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами. Теперь поручителей (свидетелей) может и не быть – по желанию брачующихся: церковь на венчание правила очень строгого в этом отношении не распространяет.
Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей.
Суеверия, связанные с венчанием
Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье, а чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет, некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться». Священники к подобным высказываниям относятся скептически. «Приметы вообще являются одним из видов суеверий, поэтому не имеют к православию никакого отношения. Тем более не бывает никаких примет, связанных с церковными таинствами», – считает священник Олег Гребенкин.
Также ничего страшного не видят святые отцы и во фразе, которая пугает молодых невест: «А жена да боится своего мужа». Никаких деспотических призывов в апостольском чтении нет. Здесь есть высокие мысли супругов, когда между ними есть истинная любовь: они боятся опечалить любящего человека. Венчание не спасает семью от развода, не уберегает от трудностей и не облегчает жизнь. Но оно дает нечто большее: благословение, милость и помощь для решения конкретной задачи – быть семьей и преодолевать трудности, пройти вместе по жизненному пути до самого конца.
Алена Аникеева, специально для Lady74.ru
(по материалам сайтов pravmir.ru, svadbavrn.info, bogoslovy.ru)
__________________________________________________
Обсуждение на форуме:
__________________________________________________
Читать также: