Русские сапожки и Диор в Москве
31.05.201019:40

В июне 1959 г. произошло знаковое событие: в СССР эпохи хрущевской оттепели впервые за долгие годы пожаловали новости французской моды – в Москву приехал Дом Диор под руководством Ив Сен-Лорана и впервые за долгие годы провел показ мод.

С 12 по 16 июня, на целых пять дней «железный занавес» приоткрылся: манекенщицы Диора гуляли по Москве и фотографировались среди обычных советских женщин, одетых в ситцевые платья-халаты. Прошло много лет, и эти фотографии стали главной уликой, которая позволила модникам всего мира предъявить Советскому Союзу обвинение в вопиющей «антимодности». При этом под модой, естественно, имелась в виду прежде всего западная индустрия.

В отличие от других тоталитарных государств, руководители которых видели в моде еще одно средство агитации, в СССР она была утилитарна, и в общем-то являлась такой фоновой проблемой, как и женский вопрос. Поэтому проблему моды решили так же просто, как и проблемы феминисток – манифестами, то есть на словах. В стране были свои журналы, в которых не описывались моды французские и немецкие, и дома мод, что осторожно заимствовали у заграничных кутюрье идеологически нейтральные тенденции: Куррежу – да, new look'у – нет. Модная индустрия СССР, если о такой можно говорить, будто бы существовала исключительно на экспорт и на общий тотальный дефицит практически не влияла. Соответственно, благами советской моды пользовались только кинозвезды, дипломаты, работники государственного аппарата и другие «экспортные» граждане.

Такое положение дел сильно контрастировало с тем, что было до революции 1917 г.: в стране выходило множество журналов мод, они были самыми прибыльными и долговечными изданиями, отличались качественным оформлением и эксклюзивной информацией о заграничных модах. Причем модный аспект отнюдь не вступал в противоречие с историческими обстоятельствами. В начале Первой мировой ни один журнал не советовал своим читательницам бросить всю эту «ерунду» – корсеты, помады, пудры и оборки актуальных цветов и фасонов. Правильной советской женщине, по замыслу вождей, было бы просто стыдно поступать столь эгоистическим образом. После революции те, кто бросить милые сердцу безделушки не пожелал, постепенно эмигрировали и открыли собственные дома мод, а остальные довольствовались тем, что осталось, или следовали примеру Эллочки-людоедки. Поэтому модная индустрия «сползла» на средневековый уровень – фасоны обновлялись редко, платья вновь шили «на века», а заморские ткани и просто нитки приличного качества были доступны только «придворной аристократии».

Но модный «железный занавес», который опустился после свернутого НЭПа, долго не продержался. Как из-под тяжелого бархатного подола, нет-нет да и покажется кусочек нижней батистовой юбки, из-за чего затем само платье постепенно трансформируется в легкие полупрозрачные наряды из батиста эпохи леди Гамильтон, так и советская мода постепенно поддавалась «тлетворному влиянию запада». На закате сталинской эпохи, в начале 50-х, появились нелегальные стиляги, в 1959 г. приезжает Диор, в 1987 г. выходит русская версия журнала Burda, а затем в Россия вливается в международную моду и до сих пор не может найти себе места, потому что роль «вдохновительницы» ее не устраивает.

Впрочем, у моды в СССР были и свои достижения. Александр Фокин, кандидат исторических наук, преподаватель исторического факультета ЧелГУ: «Европейская мода проникала в СССР и до Диора – например, в 30-40 годы в СССР часто приезжали инженеры и гости, и они вместе с женами привозили европейские платья. Это было не массово и не пропагандировалось. В 1925 году на выставке в Париже советские художники получили приз за костюм, а в 50-е именно советские модельеры первыми показали сапожки на каблуках. Их даже называли потом «русские сапожки». В каждой республике СССР и каждом городе были свои дома моды, которые должны были выпускать модные образцы. Модельеры этих домов следили за мировой модой и старались перенести новые тенденции на нашу почву, правда, с опозданием на 2-3 года. Сложности начинались, когда разработанные модели пытались внедрить в производство – предприятиям было невыгодно перестраиваться и, например, выпускать модели с большим количеством деталей. К 80-м мода легализовалась: стали часто появляться западные товары (например, джинсы становятся эталоном стиля), появился даже театр мод С. Зайцева». 

Оставить отзыв