Развивающие игры детей часть 1
22.05.201215:41

Все знают, что мозг маленького ребенка – это чистый лист бумаги, и от того, что мы взрослые нарисуем на нем зависит будущее ребенка. Мы должны научить его ходить, говорить, различать предметы, цвета, писать, читать, мыслить логически и многое другое. И в этом нам и ребенку помогут развивающие игры для детей.

Прежде чем начать воспитывать ребенка, надо самому родителю подготовиться основательно, перед тем как начинать игры с ребенком. О чем в первую очередь надо помнить, начиная воспитывать будущую личность? Родители во время обучения: не должны бить и кричать на ребенка, необходимо поощрять успехи, а не только указывать на недостатки, помочь ребенку в ходе обучения открыть самого себя, т.е. свои способности и возможности.

Все развивающие игры для детей условно можно разделить на группы:

Игры, направленные на развитие познавательных процессов ( памяти, внимания, мышления, воображения)

Развить внимание и мышление малыша, пробудить детское воображение, сделать их более внимательными помогут следующие упражнения:

  • На столе раскладываются любые предметы в количестве 3-5 штук. В течении минуты ребенок должен запомнить , что и где лежит. Затем он закрывает глаза или отворачивается. Взрослый меняет местами предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.
  • Взрослый выходит из комнаты, и что-то меняет в своей внешности или одежде. Ребенок должен сказать что.
  • Взрослый завязывает глаза ребенку и "водит" его держа за плечи, по маршруту: 2-3 шага вперед, остановка, поворот направо, 3 шага назад, поворот налево, 3-4 шагов вперед и т. д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
  • Предложите ребенку послушать звуки, которые «живут» только в детской комнате, затем обратите его внимание на звуки, находящиеся в кухне, в ванной комнате, затем на звуки на улице, в лесу, в зоопарке. Потом все «услышанное» обсудите с ребенком.
  • Собираясь с ребенком в зоопарк, прочтите с ребенком стихи С.Маршака «Детки в клетке» или К.Чуковского «Телефон» и др., покажите картинки, как выглядят животные. После посещения зоопарка закрепите «увиденное», пусть ребенок на картинке покажет зверюшек, которые он видел. Еще раз перечитайте стишки. Если у ребенка возникло желание нарисовать животное, дайте ему карандаши или краски.

Игры, направленные на сенсорное развитие (ориентирование в цвете, форме, величине и других свойствах предметов

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Для развития сенсорных способностей существуют различные развивающие игры и упражнения:

Игры для развития осязания

  • Родитель касается игрушкой разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. для касания. Вместо игрушки можно использовать другие предметы: мокрую губку, колючий шарик и др.
  • Ребенок с закрытыми глазами должен определить материал. Это может быть ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл.
  • Ребенку предлагают три куклы в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Ребенок должен осмотреть и ощупать все платочки. Затем платочки снимают и складывают в коробочку или мешочек. Ребенок должен найти нужный платочек для каждой куклы.

Упражнения для развития слуха

  1. Несколько коробочек от киндерсюрпризов наполните разными предметами: горохом, макаронами, скрепками, камешками или др. Коробочек с одинаковыми наполнителями должно быть по две. Родитель берет и встряхивает баночку, просит ребенка найти баночку с таким же звуком.
  2. Можно угадывать на каком музыкальном инструменте играют, кто шепотом произносит имя ребенка или кто в другой комнате поет песенку.
  3. Для развития слуха малыш может «играть» на расческе, ложках, на батарее, на барабане, на шахматной доске.

Упражнения для развития обоняния

  1. Гуляя с ребенком на улице надо обращать его внимание на то, как пахнут цветы, какой приятный запах духов у идущей мимо тети, как приятно пахнет мамина еда.
  2. Надо обращать внимание и на плохие запахи: выхлопные газы, запах мусорки и т.д.
  3. Поместите в разные баночки различные вещества: духи, мыло, чеснок, кофе, шоколад и т. д. Покажите ребенку, как правильно нюхать вещества. Пусть ребенок отгадает, что находится в баночке.

Упражнения для развития вкуса

  • Для развития вкуса ребенку предлагают пробовать различные продукты с различными вкусами: кислое, сладкое, соленое, горькое, терпкое. Ребенок должен уметь отличать твердый продукт от мягкого, горячий от холодного.
  • Ребенок с закрытыми глазами должен по вкусу отгадать, что он попробовал из продуктов. Начинать надо с 2-3 продуктов и постепенно увеличивайте количество.
  • Поставьте справа и слева баночки (по одной с каждой стороны) с разным содержимым: сахаром, солью, соком и др. Предложите ребенку попробовать продукт с левого ряда и по вкусу найти такой же из правого. Спрашивайте при этом: «Одинаковый вкус?» или «Не одинаковый вкус?».

Упражнения для развития зрения

  • Возьмите в руки разноцветные ленты, шарики, погремушки и потанцуйте перед ребенком . Ребенок с удовольствием будет наблюдать за вашими движениями.
  • Большой воздушный шар, наполненный гелем, расположите вверху под потолком, так чтобы его видел малыш. Ребенок будет наблюдать за шариком, приводимым в движение веревкой. Можно вложить веревку в руку малышу, чтобы он тоже мог его подергать.

С играми направленными на развитие мелкой моторики и кистей рук, на развитие творческой активности и речи вы можете ознакомиться во второй части «Развивающие игры для детей ч.2»

Лариса Винник специально для "Будь счастливой!"

Оставить отзыв