«Красная Москва»: аромат двух империй
16.05.201017:58

15 мая 1864 г. в России было основано мыловаренное предприятие Генриха Брокара. Вскоре московскую фабрику стали называть «Империей Брокара», а после того, как в 1873 г. находчивый парфюмер преподнес императрице Марии Федоровне эксцентричный подарок ко дню рождения (надушенный букет из восковых цветов), его продукция стала знаменитой на всю страну. В 1913 г. появились духи «Любимый букет императрицы», а в 1917-м фабрику Брокара национализировали. Духи переименовали в «Красную Москву», и они превратились в обязательный атрибут советской повседневной жизни, превратившись в настоящий модный символ.

Сейчас духи «Красная Москва» – один из самых узнаваемых советских брендов. Сложно найти человека, который не узнал бы этот аромат, учуяв его дух, скажем, в шкафу, где висят старые платья из кремплена и искусственного шелка. «Красную Москву» знают не благодаря блестящим пиар-кампаниям или рекламным роликам со знаменитостями. Эти духи покупали еще и потому, что они были доступны по цене (около 5 руб.), продавались практически везде и отличались феноменальной стойкостью: «Советское качество!» – как принято сейчас говорить. Вопреки мнению, что другую парфюмерию было тогда не достать, очевидцы говорят, что в магазинах можно было найти и французские духи, только стоили они дорого, и не все были готовы раскошелиться на такое неоправданное «буржуйство».

Другие массовые достижения советской парфюмерной промышленности остаются в тени «Красной Москвы», и подчас совершенно незаслуженно: разобранный по веточкам императорский букет – «Серебристый ландыш», «Белая сирень» и «Рижская сирень», «Жасмин», «Белая акация», «Красный мак» и дешевенькая «Фиалка», общечеловеческие «Жизель», «Тет-а-Тет» и «Реноме»… Но знаковым стал именно аромат с символическим названием – «Красная Москва», гимн новой империи.

Возможно, именно из-за этой символичности, спаянности аромата и эпохи, отношение к духам неоднозначное: кто-то утверждает, что ничего лучше в жизни не нюхал, кто-то посмеивается над запахом «бабушкиного сундука», а кто-то морщится и утверждает, что они вонючие. Но как бы то ни было, «Красную Москву» помнят, а значит, в историю Моды она вошла. 

Оставить отзыв