Учимся читать сами
20.06.200613:37

Часто бывает, что малыш, с большим энтузиазмом начавший учиться читать, вдруг бросает это занятие на полпути. Дело не в его лени, а в боязни совершить ошибки. На какой-то стадии обучения неудачи накапливаются, трансформируются в страх, и ребенок уже не хочет ни читать, ни писать.
Чтобы этого не произошло, не форсируйте индивидуальный темп ребенка в обучении чтению. Всему свое время.

Дети осваивают механизмы чтения также интуитивно, как и устную речь. Объяснить маленькому ребенку словами, что нужно делать, чтобы прочитать слово или фразу, крайне сложно. Поэтому лучше задействовать детскую интуицию и любопытство. На первом этапе обучения вам лучше использовать слова-побуждения – угадай, узнай, найди, вспомни, подчеркни, сравни! Главное – не расстраиваться, если малыш не угадал, не узнал, не нашел, не вспомнил, не подчеркнул. Мы ведь хотим избежать страха ошибки? Ну и, конечно же, лучше всего учиться, играя. Игры можно придумать самостоятельно или воспользоваться советами и методиками челябинских логопедов и учителей начальной школы.

Ирина Кузнецова, логопед:

У моих сыновей-погодок проблем с речью, в общем-то, не было. Но когда я начала их учиться читать, то использовала кое-какие профессиональные секреты. Больше всего им понравились игра в следопытов, эхо.

«Следопыты»

Мама читает сказку, а малыш пальчиком ведет по словам, вслед за маминым голосом. Начинать лучше с небольшой скорости, чтобы вначале ребенок наверняка успевал «прочитать» за вами. После нескольких строк следует команда «Стоп!» и маленький следопыт должен найти и прочитать последнее слово, которое прозвучало перед «Стоп»!

Слово, даже если оно трудное, узнать и «прочитать» (повторить за мамой) достаточно легко, ведь оно только что прозвучало. Значит, следопыт получает одно очко в свою пользу.

Когда увидите, что малыш без труда «следит» за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь «замести следы», меняя голос, интонацию или темп. Угадал очередное слово – очко «следопытам», не угадал – вам. Игра идет до пяти (десяти) победных очков.

Такое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением – пусть пока вашим. Но постарайтесь все же не так часто выигрывать и почаще удивляться, как быстро и правильно малыш находит и читает слова!

«Эхо»

Мама читает книжку, а ребенок читает вместе с ней, только чуть-чуть отстав – «эхом». Маленьким неофитам уже не так страшно пробираться в дебрях текста, ведь они «эхо» и только повторяют за мамой. Плюс здесь кроется еще и в том, что ребенок не только слышит текст и наполовину его повторяет, но и видит, узнает написание слов, учится реагировать на знаки препинания. Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос – их преодолевать.

Лариса Венина, воспитатель-методист частного детского сада:

Обычно, кроме того, что я обучаю деток чтению, стараюсь еще и развивать образное мышление. По многолетним наблюдениям, самые любимые «игры в чтение» нашей детворы – это «Театр одного актера», «Книжка-малышка» и «Найди картинку».

«Театр одного актера»

Воспитатель или мама читает ребенку небольшой отрывок из незнакомой сказки. А малыш должен придумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Затем ребенку нужно прочитать эту сказку от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Можно «изобразить» голос бабы-Яги, великана, ветра… в общем, все зависит от фантазии вашего маленького чтеца. Читать в образе ребенку обычно намного проще: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А запинается и буквы не проговаривает, потому что так нужно по роли. Поэтому это не страшно. Ну а задача слушателя – ценить работу: похоже или нет? Да и помочь «ветру», «великану» или «бабе-Яге» найти правильные буквы и правильно прочесть их в словах.

«Книжка-малышка»

Эта игра для тех, кто только-только начал учиться читать. У каждого малыша наверняка есть своя любимая книжка-малышка. Даже если он пока только разглядывает в ней картинки, можно узнать много интересного. Задания придумываются заранее и зависят от возраста детишек и вашей фантазии. Например, можно: что-то подчеркнуть, посчитать, найти, угадать, подчеркнуть четырехбуквенные (трех-, пяти- и так далее) слова; найти предложение, которое подходило бы для слов песенки, и спеть его разными голосами; посчитать, сколько на странице одинаковых слов; найти самое короткое предложение; подчеркнуть все слова с большой буквы, отгадать, почему перед одними такими словами есть точка, а перед другими – нет.

Не забудьте объяснить малышам, что в одном случае это – имена собственные, а в другом с этих слов начинается предложение.

В общем, «зачитать» книжку буквально до дыр. А потом, в следующем месяце, сменить ее на другую, уже потолще и потруднее. Так, знакомясь с книжками-малышками, детвора привыкает даже к самому сложному тексту.

«Найди картинку»

В эту игру можно играть и одному малышу и целой команде. После того как воспитатель или мама прочитала сказку малыши должны подобрать картинки к сказке… но в других книжках. Потом ребенок рассказывает, почему он подобрал эти иллюстрации и пересказывает сказку по найденным рисункам, доказывают свою точку зрения. Позже, уже в школе, маленьким ученикам будет гораздо проще даваться пересказ текста

Александра Райз

Оставить отзыв