Сказкотерапия для детей
06.04.201015:29

Когда ребенок сталкивается с проблемой, то идет за помощью к маме и папе. Однако нередко наши способы разрешить ситуацию не подходят малышам. Тогда на помощь может прийти сказкотерапия. Это обычные сказки, но только «заточенные» на решение конкретной проблемы.

По словам психологов, грамотное использование сказкотерапии позволяет разрешить практически любые проблемы: ревность детей, боязнь уколов, необходимость разлуки с мамой на несколько дней, обычные детские страхи – все это можно сделать, рассказав подходящую сказку. Но не стоит намекать малышу на подобную ситуацию в его жизни: он сам сделает необходимые выводы. Дети очень восприимчивы к сказкам, поэтому на уровне бессознательного урок усвоится основательнее.

Итак, приступаем к сочинению сказки. Допустим, она будет на тему отъезда мамы в командировку. Здесь важно решить, какие моменты должны войти в сюжет сказки, а для этого необходимо четко представлять сценарий ваших действий: на какой срок вы уезжаете, кто будет проводить время с ребенком, будет ли он в этот период посещать детский сад, и многое другое.

Следующий этап – выбор героев сказки. Ребенок должен ассоциировать себя с главным героем и в то же время иметь возможность дистанцироваться от него при желании: «Это ведь не со мной происходит, а с ним…» Желательно, чтобы для вас и других значимых людей из окружения ребенка тоже нашлись роли в вашей сказке. Это важно в том случае, если вы хотите регулярно использовать сказку в качестве терапевтического приема. Оптимально в такой ситуации подходит семья каких-либо существ: зайчиков, колобков, грузовичков – выбор зависит исключительно от пристрастий ребенка.

За несколько дней до отъезда можно начать рассказывать сказку про мамину командировку. Дети 2,5-5 лет очень любят сказки с циклическим сюжетом (когда один и тот же сюжет повторяется с незначительными вариациями: «Колобок», «Теремок», «Репка»), а также многократные повторения одной и той же сказки. Поэтому к отъезду мамы сказка будет повторена много раз, дополнена большим количеством подробностей, станет совместным произведением взрослого и маленького рассказчиков.

Сказку можно наполнить узнаваемыми деталями: это любимые занятия малыша, детали, касающиеся маминой работы и пребывания ребенка в детском саду, слова, сопровождающие утреннее пробуждение.

Сказка может выявить состояния ребенка, о которых он не хочет говорить. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей можно, рассказывая ему такую сказку: «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз. Все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?»

Внимательно выслушайте ответы ребенка. Чаще всего дети говорят так: «Птенец тоже летит и садится на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, потому что он не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его».

Признаками скрытой тревожности ребенка являются ответы, подобные следующим: «Птенец не умеет летать, поэтому останется на земле», «Попытается лететь, но не сумеет», «Умрет от голода», «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит».

Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. Сколько раз придуманные истории помогали нам успокоить, развеселить и опять же вылечить детей? Ребенок не любит пить лекарство, боится закапывать в носик или не хочет язык показать? Мы ему весело рассказываем историю, которую сами же только что сочинили про Злой Насморк и Добрый Називин, про Бэтмена по имени Доктор Мом и про живую воду, делающую его богатырем, именуемую в простонародье лекарством. Малыш получил ожог? Почитайте ему про живую воду и после этого смажьте больные места прописанной мазью. Заболел бронхитом или воспалением легких? Дайте ему целебный чай, предварительно прочитав сказку про Карлсона с его вареньем. Эффект от лечения будет гораздо сильнее.

Еще один прием сказкотерапии – сочинение сказки для конкретного ребенка по поводу случившейся с ним травматической ситуации.

Правила сказкотерапии

1. Сеанс сказкотерапии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.

2. «В некотором царстве, в некотором государстве». Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке: ему сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

3. Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения, например, коврик перед кроватью или специально огороженная кубиками конструктора площадка.

4. Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель также может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая вопросы ребенку в пиковых ситуациях: как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Родитель может предложить ребенку сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1. Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он говорит, не будет осуждаться.

2. Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка.

3. Проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Каждый этап обсуждается, чтобы понять чувства ребенка.

Что могут дать такие истории детям?

Во-первых, ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает принцип «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности», т. е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

Инга Громова, специально для Lady74.ru
По материалам порталов adalin.mospsy.ru, psyinst.ru, psy.1september.ru

Оставить отзыв