Как подготовить ребенка к школе
23.08.200909:54

Если вашему ребенку исполнилось шесть, самое время всерьез задуматься о подготовке к школе. Сегодня будущему первокласснику нужно знать и уметь не так уж много, главное – чтобы он был развит всесторонне, как говорят, созрел для школы.

В это понятие зрелости входят развитые интеллектуальная, физическая и эмоционально-волевая сферы маленькой личности.

Интеллектуальная сфера

Будущий первоклассник должен знать «в лицо» все буквы алфавита, уметь составлять из них слоги, соотносить букву и звук. Хорошо, если ребенок считает до 100 и обратно, хотя в норме достаточно и счета в пределах 20. Дошколенок должен понимать, что, скажем, 9 можно получить, сложив 5 и 4, а еще 3 и 6, а еще 2 и 7, и так далее.

Преподаватели часто жалуются, что дети плохо пересказывают или вообще не умеют этого делать. А ведь пересказ – это то, что должен уметь делать ребенок, поступающий в первый класс. И, самое главное, что понадобится мальчишкам и девчонкам в школе, – широкий кругозор. «Некоторые дети, приходя в первый класс, не знают ни одной птицы, кроме воробья и голубя, и не могут отличить молоток от отвертки. На ножницы же они смотрят так, будто впервые в жизни их видят», – делится Ольга Кочкина, преподаватель челябинской школы № 150.

Физическая сфера

В этом плане от ребенка не требуется многого. Одна из самых больших проблем сегодняшних первоклассников – неразвитая мелкая моторика. Из-за того, что дети в дошкольном возрасте мало рисовали, вырезали, лепили, в первом классе они никак не могут научиться правильно держать ручку. Как следствие, страдает почерк. Существует множество примеров, когда ребятишки, которые до школы не научились быстро завязывать шнурки, лепить и вырезать, вырастая, становятся дядями и тетями с кривым-косым почерком и отсутствием способностей к мелкой, кропотливой работе. Кстати, мелкую моторику необходимо развивать уже с трех лет, не дожидаясь, когда придет время готовиться к школе.

Эмоционально-волевая сфера

Будущий первоклассник должен обладать настойчивостью, умением доводить дело до конца, преодолевать трудности, владеть своими эмоциями. Наталья Ратанова, педагог-психолог детского сада № 440: «Некоторые дети даже в первом классе могут с психом сбросить вещи с парты и закричать: «У меня ничего не получается!» вместо того чтобы попробовать снова».

Ребенок шести лет должен быть готов к школе и в коммуникативном плане. Иначе ему будет очень сложно наладить контакт и с одноклассниками, и с учителем. Нарушения общения, как правило, приводят к отставанию в учебе. Такая опасность подстерегает в основном детей, которые не ходили в садик и редко бывали в детских коллективах.

Кроме того, первоклассник должен уметь построить беседу, организовать игру.

Где же подготовить ребенка?

В обычные общеобразовательные школы сейчас берут всех детей, вне зависимости от их уровня подготовки. Однако, если с ребенком-дошколенком не заниматься, результаты его обучения в школе будут весьма удручающими. Ольга Кочкина отмечает: «Не важно где, но ребенок должен готовиться к школе обязательно!»

Ребенка можно подготовить четырьмя способами: заниматься с ним самостоятельно, отдать его в подготовительные классы при школе, обратиться в детский развивающий центр или к репетитору. Для начала родители должны выбрать, готовить ли ребенка индивидуально, или лучше, чтобы он занимался в группе. В большей степени этот выбор зависит от того, ходит ли дошкольник в садик или нет. Наталья Ратанова: «Если программы в детском саду реализуются полностью, и ребенок посещает все занятия, то никакой необходимости в дополнительной подготовке к школе вне дома нет».

Индивидуальная подготовка

Дома подготовить ребенка к школе может мама, бабушка или специально нанятый репетитор.

В общем-то, подготовка ребенка – не такая уж и сложная задача, справиться с этим может почти любая мама без специального образования. Однако есть случаи, когда лучше все-таки нанять репетитора.

1. Мама нервничает, если у сына или дочки что-то не получается.

Если вы начинаете тревожиться, сердиться и повышать голос, как только ваш ребенок делает что-то не так, то лучше вообще с ним не заниматься. В этом нет ничего страшного – все мы люди, мы можем не обладать бесконечным терпением, а наши дети – поразительной усидчивостью. Но никогда нельзя кричать на ребенка во время занятия: этим вы только пугаете его, вызываете постоянное чувство вины и нелюбовь к учебе. Если вы чувствуете, что теряете спокойствие, – тут же прекращайте занятие.

2. У ребенка проявляется «синдром родного человека».

Психологи называют так состояние, когда ребенок не способен воспринимать родного человека как учителя. В результате мама или папа оказываются не в состоянии справиться с собственным сыном или дочкой. Поэтому иногда даже профессиональные педагоги нанимают своим детям репетиторов.

3. У родных нет времени.

Заниматься необходимо ежедневно и систематически. Перед тем, как обучать ребенка, мама должна сама подробно ознакомиться с требованиями к первоклашке и составить хотя бы небольшой план подготовки. Ольга Кочкина: «Самим готовить ребенка – тяжелый труд. Например, родителю нужно научить сына или дочку читать. Мы в нашей практике всегда от звука переходим к букве: то есть показываем букву «В» и говорим: «Это буква «вэ», а звук у нее «в». А ведь многие родители сами не понимают разницу между звуком и буквой! Вот и учат детей: «Это буква «эм», это буква «а», а теперь читай». И получается у ребенка «эмаэма» вместо «мама». В этих тонкостях родителю тоже нужно обязательно разобраться.

Перед каждым занятием необходимо просматривать материал, который вы планируете проработать с ребенком, – а ведь на это тоже нужно время. Так что, если в этом плане вы ограничены, лучше пригласить профессионального педагога, а свои часы общения с сыном или дочкой посвятить общему развитию кругозора ребенка, а не целенаправленной подготовке к школе.

Услуги репетитора в Челябинске стоят от 100 руб./час. Не так уж и дорого, учитывая, что психологи рекомендуют заниматься с шестилетним ребенком не более 30 минут. Если вы решили пригласить педагога, обязательно попросите его показать вам план, по которому он будет готовить ребенка. Если плана нет, то пусть репетитор составит его и все равно принесет вам.

Если вы решили готовить ребенка сами – очень здорово, вам предстоит интересное и полезное занятие. Помните о нескольких советах педагогов.

1. Будьте спокойны.

Спокойствие и только спокойствие, как говорил знаменитый пузатый герой Астрид Линдгрен. Объяснять материал ребенку нужно тихо, доброжелательно, не торопясь. Если ваш ученик чего-то никак не может понять, то лучше отложить занятие до завтра.

2. Двигайтесь маленькими шагами.

Если в детском саду занятия продолжаются по 20-25 минут, то дома психологи советуют остановиться уже через 15-20 минут.

3. Меняйте деятельность.

Не нужно все занятие посвящать чему-то одному. Хорошо, если сначала вы почитаете, затем перескажете прочитанное, и, наконец, порисуете или вырежете аппликацию.

4. Правильно начинайте.

Наталья Ратанова не советует начинать занятия, например, с такой фразы: «Я вижу, что ты устал, балуешься, давай почитаем». Впоследствии чтение, да и учеба вообще, могут восприниматься ребенком как наказание за баловство. Естественно, никаких положительных эмоций занятия вызывать не будут. Лучше всего заниматься с ребенком тогда, когда у него хорошее, спокойное настроение. Здорово, если мама вносит в урок некоторый элемент интриги, например: «Отгадай, чем таким интересным мы сейчас займемся?»

5. Больше общайтесь.

Если вы смотрите мультфильм или читаете сказку, обязательно просите сына или дочку пересказать сюжет. Порассуждайте вместе о том, что ребенку понравилось, а что нет; как бы он поступил, если б оказался на месте главных героев и тому подобное. Хорошо, если вы вместе придумаете для сказки продолжение.

Гуляя с дошколенком, старайтесь обсуждать увиденное. Действуйте, как акын – что вижу, то пою: «Гляди, вон машина проехала, а вон ворон пролетел. Ворон черный и говорит: «Кар-кар!» Как зовут его жену? – Ворона! – Как зовут его деток? – Воронята!»

Подготовка в коллективе

Если ребенок раньше не посещал садик и вообще редко бывал в обществе других детей, то педагоги единогласно советуют готовить его к школе в группе. Наталья Ратанова: «Лучше все-таки готовиться в детском коллективе, ведь учебная деятельность – групповое занятие, и впоследствии, в школе, такой ребенок будет легче воспринимать информацию. Дома мама обращается лично к ребенку, а в школе учитель может рассказывать что-то, обращаясь к Пете, Васе, Маше. В результате первоклассник просто может быть не готов воспринимать информацию, которая обращена не лично к нему».

Ко всему прочему, дети, для которых первый класс – это еще и первый опыт постоянного общения с одногодками, могут чувствовать себя обделенными, лишенными внимания. Часты случаи, когда первоклассник отказывается идти в школу, потому что учитель, как ему кажется, общается с ним меньше, чем с другими. Такое впечатление возникает у ребенка, например, тогда, когда он тянет руку, а педагог спрашивает другого. В результате – обиды, недопонимание, нежелание учиться, если «все равно не спрашивают».

Чтобы избежать таких ситуаций, нужно заранее научить ребенка жить в группе. Наталья Ратанова отмечает: «В детском коллективе все компоненты готовности (интеллектуальная, физическая, эмоционально-волевая сферы) отрабатываются комплексно». Это значит, что ребенок, посещавший курсы подготовки к школе, скорее всего, будет развит гармонично, без перекосов в сторону интеллектуальной или физической составляющей личности. Он будет более усидчивым, внимательным, дисциплинированным, чем его сверстники, которые раньше в детском коллективе не бывали.

При многих школах, особенно лицеях и гимназиях, существуют специальные подготовительные классы для дошколят. Если же при выбранном вами учебном заведении таких классов нет, всегда можно отдать ребенка в независимый центр подготовки к школе.

Плюсы обоих вариантов очевидны:

1. Системность

В каждом центре подготовки существует своя подробная программа, по которой занимаются дети. Ребятишки изучают материал шаг за шагом, а педагоги следят, чтобы знания как следует уложились в детских головках.

2. Дисциплина

Дети заранее привыкают к особенным правилам, которые действуют в школе. Ольга Грибова, мама будущего первоклассника: «На курсах, которые мы посещали, были и оценки, и уроки по 30 минут, и дисциплина совсем как в школе».

3. Профессиональные педагоги

Вы всегда можете быть уверены, что с вашим ребенком занимаются настоящие профессионалы, что они обучат его писать и читать наиболее быстрым и легким для ребенка способом.

К плюсам курсов при школе относятся, ко всему вышеперечисленному, следующие моменты:

1. Территориальная близость

Как правило, школа находится недалеко от места жительства будущего первоклассника. Курсы, соответственно, тоже.

2. Знакомство с педагогом.

Чаще всего занимаются с детьми в подготовительных классах те же учителя, которые на будущий год собираются брать первоклашек.

3. Знакомство с одноклассниками.

Первого сентября ребенок не будет шокирован огромным количеством новых людей вокруг себя, ведь с большинством своих одноклассников он познакомится еще на подготовительных курсах.

4. Адаптированная программа

Этот аргумент особенно актуален для тех родителей, которые собираются отдавать своих детей в разного рода экспериментальные классы. Курсы при школе наилучшим образом подготовят ребенка именно к той программе, изучать которую ему предстоит в начальной школе.

Ольга Грибова рассказывает: «Мы ходили на подготовительные курсы при 13-й школе: надеялись попасть в гимназический класс именно туда. Программа похожа на детсадовскую, разве что посложнее и углубленнее. На курсах нам сразу сказали: «Мы не даем гарантии, что все ваши дети поступят в нашу школу». И действительно, вместе с нашим сыном занимался ребенок, которого в школу не взяли. Сказали, что уровень его подготовки ниже среднего. Наверное, дело в том, что дома с ним никто особенно не занимался. Зато наш ребенок в школу попал, в гимназический класс с математическим уклоном, набрав очень высокий балл на тестировании. В общем, мы довольны».

Кстати, восемь занятий (месяц) и на подготовительных курсах при школе, и в независимом центре обойдутся родителям примерно в 1000 рублей.

Какой бы способ подготовки к школе вы ни выбрали, помните, что без вашего собственного родительского усердия все равно не обойтись. Больше разговаривайте с ребенком, сочиняйте, развивайте его кругозор. Ведь максимум, что может сделать педагог, встречаясь с будущим первоклассником дважды в неделю, – научить его читать, считать и писать. А рассказать как можно больше о том, какой прекрасный мир нас окружает, можете только вы.

Екатерина Сумина, специально для Lady74.ru

Оставить отзыв