Футуризм, амазонки и Пако Рабанн
31.01.201016:43

На своем первом показе этот молодой модельер шокировал французскую публику, показав им коллекцию из 12 платьев, которые нельзя носить, потому что они были сделаны из бумаги, фольги и металла. Произошло это в феврале 1966 года, а модельера звали Пако Рабанн.

Позже оказалось, что платья-кольчуги не такие уж и «неносибельные»: в металлических одеяниях от Рабанна щеголяли актрисы и знаменитости, а мода нынешнего осенне-зимнего сезона на короткие платья-туники, расшитые крупными пайетками, показала, что пример все еще заразителен. В чем же секрет успеха и долгой жизни того, что задумывалось как провокация?

Наверное, в первую очередь – в новизне. Первая коллекция модельера камня на камне не оставила от модных стереотипов того времени. Если итальянские футуристы, чей первый манифест вышел в 1909 году, только восклицали: «Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами!», то Рабанн внял призыву и пришел. Правда, вместо сажи и спичек у него были инструменты для работы с металлом и моток проволоки.

Сегодня в своих интервью Пако Рабанн утверждает, что смотрит лишь в будущее, пренебрегая настоящим и тем более прошлым. У меня есть основания подозревать, что он лукавит, ведь мода никогда не выдумывает что-то из ничего. К тому же, его металлические платья так бы остались модным авангардом, не приобретя поклонников и не выдержав столько переизданий, если бы модельер обращался за вдохновением лишь к ревущим машинам, чьи моторы работают, «как на крупной картечи». У этих платьев есть свои вполне реальные предшественники.

«Технология, по которой сделаны эти платья, называется ламмеляром, доспехом из сегментов, – говорит Иван Семьян, специалист по реконструкции древних технологий, научный сотрудник археологической лаборатории ЧелГУ. – Такой доспех появился у среднеазиатских кочевников, а затем разошелся по Европе. Его главное достоинство состоит в том, что его легко делать: пластинки или нашиваются на кожаную основу, или скрепляются, как у Рабанна, проволокой».

Также здесь не обошлось без амазонок. Вернее, не без их исторического прототипа. По мнению ученых-историков, некоторые женщины из племени воинственных сарматов могли носить такие «мужские» предметы одежды, как штаны или сапоги, и при этом оставались женственными. Древние греки своеобразно интерпретировали этот факт, создав миф об амазонках, крутых женщинах-воительницах.

Но вряд ли, конечно, Пако Рабанн занимался историческими штудиями. Скорее всего, ключевую роль сыграло коллективное бессознательное: типаж амазонки соединился с увиденным где-либо в Испании наследием гуннов, и получилось коктейльное платье-доспех – элегантно и не слишком по-марсиански.

Кстати, полюбоваться на шедевры футуро-исторического искусства можно на официальном сайте Пако Рабанна – в соответствующем разделе платья из металлических элементов можно рассмотреть в деталях и с близкого расстояния. 

Оставить отзыв