В Москве у входа в метро поставили памятник собаке. В память о той самой собаке, которая много лет жила на этой станции, приветливо виляя хвостом всем встречным пассажирам. Её знали, подкармливали, не обижали.
Однажды нелюдь взял и погубил её.
Просто так.
Походя, по лютости, по злобе.
И в деревне Казанка в Чувашии тоже установлен монумент дворняжке. Она во время грозы спасла свою хозяйку с детьми: шаровая молния вкатилась прямо в открытую дверь дома, собака бросилась на огненный шар, сама сгорела, а беду отвела от людей.
О беззаветной собачьей любви и жертвенной преданности людям ходят легенды. Да и правдивых историй не счесть. И вполне естественно, что многие художники сделали её предметом своего творчества в разных видах искусства. Не забудется умный, беспредельно трогательный фильм Станислава Ростоцкого «Белый Бим чёрное ухо» о бескорыстной верности собаки и жестокосердии людей. Невозможно смотреть этот фильм повторно от мучительной боли сердца, от сострадания к судьбе осиротевшей псины.
Когда мы, наконец, научимся относиться к вечным спутникам нашим как во всём цивилизованном мире? С милосердием, с гуманностью, с покровительством! Кто же их защитит, если не мы?
Выручая собак, которых отловили у нас на работе, мне пришлось побывать в так называемом ветприёмнике, что расположен на городской свалке.
Это было 3 года назад.
Когда, еле выдирая ноги из грязи, я вошёл в этот каземат и увидел по ту сторону решётки несчастных пленённых животных, в страхе ожидающих своей неотвратимой участи, когда я увидел маленьких скулящих в голос щенят, забившихся в угол клетки, будто ища там спасения, когда я увидел засохшую кровь на полу и на стенах – вот когда моя душа прикоснулась к этому жуткому зрелищу – рассудок мой был в смятении.
«Господи! - подумал я - Какой великий грех совершаем мы, люди. Неужели не ведаем, что творим!»
Выбрасываем собак из окон квартир, оставляем привязанных в лесу, на обочинах дорог, калечим и давим машинами. Убиваем по старости, по болезни, по ненадобности, по нравственной нашей порочности. После мы ласкаем наших кровинушек, выражая самые нежные чувства, легкомысленно игнорируя только что совершённые нами деяния.
А ведь дети-то зачастую находятся рядом, становясь невольными свидетелями жестокости взрослых.
Пока что свидетелями…
Буйство жестокости в людском мире давно стало банальностью. Привычны убийства, насилия, грабежи. Настораживает поведение малышей детсадовского возраста.
Недавно Российское радио сообщило, как в одном городе конфликт пятилетних детей дошёл до смертоубийства. А это уже участники. Я не настаиваю здесь на причинно-следственных связях, но то, что это звенья одной цепи, вполне допускаю.
Вы обратили внимание, нынче реже встречаются дети, подростки с поводками в руках, прогуливающие своих питомцев? Всё чаще родители, дедушки, бабушки. Зато бутылка пива в руках молодёжи стала почти неотъемлемым атрибутом. Неким символом мнимой успешности. Пьют массово, поголовно. Пьют в парках, скверах, на улицах, в транспорте. Во дворах горы банок, бутылок, пакетов. «Не люди, а скот!» - возмущаются дворники. - Надуются пива и прутся в подъезд, ну не свинство ли это!? – негодуют жильцы. А мне за животных обидно. За природную их порядочность. Необученная собака может переступить грань дозволенного, но черту паскудства – никогда! Да, они используют двор для естественных надобностей, но в чём их вина? Во-первых, это на совести хозяев. Во-вторых, нет специальных площадок для выгула собак. В-третьих, нет запретительных санкций местных властей. Люди ропщут порой по другому поводу: пёс напугал, набросился, куснул. Крайне досадный случай. Но и тут не собачья вина. Скорее, человеческий фактор. Всё зависит от воспитания – истина высокая.
У моего друга был бультерьер Блек, пёс огромных размеров. Так на нём вся дворовая малышня верхом каталась. Если обучать собаку агрессии, если натаскивать её на живых и беспомощных животных, а потом использовать для жестоких боёв, если грозное «Фас» приоритетно, если собаку предавали, обращались бесчеловечно – чем она может вознаградить нас?
Только агрессией, ожесточением и недоверием к человеку.
Но самая тяжкая доля у собак скитальцев.
Бездомных, неприкаянных, обречённых…
Несчастные дворняги.
«Наши меньшие братья» - нарёк их Есенин. Чувствительный поэт посвящал им стихи. Когда гениальный Качалов читал их со сцены, в зале рыдали. Как и от фильма Ростоцкого. Там были добрые люди. С великим тщанием пытались они помочь собаке. Однако, исход нам известен. Всё-таки зло одолело. Как не кощунственно звучит – преступления нынче привычны и обыденны. Даже страшно злодейские – уже не потрясают нас. Зато конфликт человека с собакой резонанс обретает моментом. Расклад всегда предсказуем: собака приносится в жертву. Что она могла быть больна, что её спровоцировали – учёту не подлежит. Повторю ещё раз. Да, бывает порой от собак беспокойство: кого-то облают, случается и зубы покажут. Так и достопочтенные граждане друг другу квасят носы. Что от собак нет проходу – то молва кликуш.
Однако в 2008 году Челябинская Дума решает усилить борьбу с бездомными бедолагами, увеличить бригады по отлову, выделяет из бюджета миллионы рублей и прочее. Просто и незатейливо: животные не имеют право на жизнь, они биологический мусор, ловить и ликвидировать.
«Не взыщите! Честность ярая одолела до ногтей» - воскликнул бы поэт «Мести и печали». И это в наш просвещенный век! Неужели ни у кого не дрогнула рука, не ёкнуло в душе, голосовать за смертный приговор тысячам собак и кошек. Неужто не знают других, альтернативных вариантов: цивилизованных, гуманных, современных.
Я представляю разработку целевых программ, поиск экономических возможностей, системных мероприятий, конструктивных подходов. И как реальность – строительство приютов для бродячих бедолаг. Обустроенных, с инфраструктурой, с ветеринарной службой, с потребными работниками, со связью с общественностью и со средствами массовой информации. И чтоб свободно туда приходили люди: смотрели, волновались, сопереживали. Чтоб прорастало в них зерно особенного умонастроения. Что благотворители выстроятся в очередь – утверждать не могу. Но они отыщутся – никаких сомнений. И вот что надо принять во внимание: радея о собственной жизни, отнимать её у собак – лиходейство. Они бок о бок с нами изначально живут. Лижут руки, подают нам лапы, заглядывают в глаза. И с укоризной за всю свою братию изливают мольбу: «Голос! Дайте голос в нашу защиту, оградите нас от жестокости. Вы же люди, значит, всё можете».
И ещё важная тема. Где предаём земле умерших домашних любимцев?
«Наши члены семьи» – признаются многие с умилением. Так где ж мы хороним хвостатых членов семьи? А негде. В лучшем случае закапываем в укромных местечках. Обыденнее всего, как ботинки изношенные кидаем в мусорные баки, оставляем в лесу, на свалках, где попало. Какая нестерпимая явь! Какие перекошенные нравы! А вокруг столько пустырей, пространства бросовой земли. Почему не использовать ту землю для этих целей? Выделить под кладбище для домашних животных и окультурить, наконец, погребение животных. Вдобавок соблюдение санитарных норм – должно быть постоянной функцией. И вот соображение, весьма крамольное на первый взгляд. Да, кладбище для домашних животных. Но с холмиками. И не анонимными. И с надписью, вроде: Тимка, 16 лет. И если хотите – с эпитафией. «Ну уж совсем собак очеловечивают!» - вознегодует обыватель с антисобачьим настроением. Нет!
Это они нас очеловечивают.
Представьте юное создание в момент потери своего любимца. Переживания ребёнка способны вобрать в себя всю палитру чувств. И вороша до донышка свой малый опыт в выражении своих эмоций, находит слова памятные и проникновенные. Работает душа – вот основная ценность этого процесса. Добрее, отзывчивее, благонравнее становится ребёнок. Потом он будет навещать эту могилку, как человек с душой непримитивной, как навещают дорогих друзей.
Вспомнился шутливый афоризм: по собаке и хозяину честь. Каждым утром на одной из улиц ЧМЗ я вижу меленькую худенькую женщину пенсионных лет. Дворника. Непременно в компании трёх-четырёх собак. Они, как показалось мне, мысленно ей помогают. Достаточно упитанные, миролюбивые, с непостижимо добрыми глазами. Хозяйка отдалится чуть - собаки ни на шаг, ложатся рядом. Я полюбопытствовал: она растит их сызмальства, подобрала щенятами. Представить не могу, чтобы с ней стало, объявись каратели с орудием отлова: у неё в руках только метла. А ещё бы надо вилы, кстати, тоже инструмент уборки.
Жители этого же района часто наблюдают примечательного деда с колоритной бородой. Однажды повстречал я старика в сквере. Он отдыхал там на лужайке. Тоже в обществе дворняжек на поводках из бельевой верёвки.
Я к старику подсел. Он фронтовик, имеет награды. Закуривая Астру, делит сигарету на две части. Угадав моё неравнодушие к собакам, пояснил: «Вот этого подбросили в подъезд, ещё чуть ползал. А этот горемычный без ноги, торчал у магазина. Я раз-другой подкормил его – за мной увязался. А эту белую красулю нашёл зимой в троллейбусе. Кондуктор говорит, утром рано впрыгнула и целый день катается, дрыхнет под сиденьем. Намёрзлась, наверное. Я поманил, она доверилась». Стараясь быть тактичнее, я предложил 50 рублей собакам на гостинцы – старик достойно отказался.
«Мы не нищие» - ответил он. Я отметил это «мы». Ничего не зная про семейство деда, мне подумалось, всё его семейство здесь при нём.
Знаю, на таких людей глядят по-разному: со снисходительной улыбкой, с кривой усмешкой, с чванливым пренебрежением. А я отвешиваю им поклон нижайший. За душевную доблесть, за непритворное благодетельство. Обозначенная тема, вроде как, проста. Мы люди, наши друзья собаки.
Миссия людей – проявлять заботу, не чинить зла, быть милосердными, защищать беззащитных с позиций гуманности и здравого смысла.
Насущна ли данная тема?
Слышу строгий голос оппонента: «Не на ту мельницу воду льёшь. Нам бы перемолоть проблемы с детьми, сиротами, беспризорниками, нищими стариками, вот злоба дня, а тут печаль – забота о собаках».
Ну что ж, реплика не пустяковая и своих сторонников имеет. Она указывает, что в самом деле эта проблема существует. Проблема крупная, значимая, но рутинная. Всем ведомо, сколько учреждений, ведомств, министерств, организаций занимаются этими вопросами. Счёту нет управленцам, контролёрам, исполнителям и прочим полномочным службам, призванным наладить, навести порядок в этой сфере. Стоит на страже малолетних и стариков государство. И, наконец, закон! Разве не так?
А кто защитит собак? Домашних ли, бездомных, вообще собак, сопровождающих нас в этом мире. С недавних пор в Уголовном кодексе появилась 245 статья. Она действует. Но как-то робко, чересчур лояльно. Почему? Для милиции и судей непривычно. Мораль закона ещё не овладела массами. Исконное «убью как собаку» сознание наше в штыки пока воспринимает. Однако первый шаг сделан: для враждебных людей к животным закон как намордник, их жестокость ограничит, упредит. А кто спасёт несчастную в лютые морозы? Кто накормит умирающую с голода? Кто поможет сбитой лихачом на дороге и бьющейся в предсмертных судорогах? Отнестись к этим вопросам упрощённо, оставить без внимания – значит проявить беспечность.
Беспечность пагубна всегда. В особенности для детей. Когда на их глазах тупосердные дяди отлавливают беззащитных собак – их хлипкие души рвутся на части, они несут огромные нравственные потери, невосполнимые. Существуют разные движения, политические партии. Все сулят в предвыборных программах лучезарные проекты. Все жаждут нашу жизнь улучшить. Но если бы нашёлся кандидат с неравнодушным сердцем, с желанием добра четвероногим нашим спутникам и намеченную тему привнёс в свою программу, в награду бы имел активность голосов электората. Помню зримый лозунг «Голосуй сердцем!» На момент тех выборов он звучал почти что ханжески. Но как точен он по смыслу и по духу, как призывен, если речь идёт о братьях наших меньших. Вина которых в сущности лишь в том, что верят людям. В кругу приятелей я поделился этой темой, они выказали одобрительное отношение к ней. Вслед за тем, кто-то выдал шутливый посыл: «А что, миряне, если хоть один раз в месяц не дерябнуть, да не выкурить хоть пачку сигарет – ВО денег, чёрт на печку не закинет. Да все их в этот фонд собачий. И больше нет проблем». Посмеялись. Кто-то бросил: «от смешного до великого…» Всяко-невидаль случается, подумалось, если дать волю фантазии.
автор Владимир Гончарук


Чтоб не одичала душа человеческая
Автор
Гость_Panda
, 01 Dec 2007 15:15
Сообщений в теме: 3
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных