Отправлено 10 July 2020 - 03:46
Индийский танец имеет глубокую духовную основу, уходит корнями в мифологию и религию. С утверждением раннего индуизма ведические божества Агни, Варуна, Сурья и другие отходят на второй план. Главными божествами провозглашается триада: Брахма, Шива и Вишну. Происходит ассимиляция ранних верований различных племен и поглощение их культов культами основных божеств. Одним из аспектов формирования раннего индуизма было сведение разнохарактерного религиозного церемониала к некоему общему знаменателю, что стимулировало возникновение различных наставлений и руководств, в том числе и по искусству музыки, танца, ваяния и зодчества. Только рассматривая древние эстетические трактаты Индии, где изложены основы теории и истории индийской художественной культуры, с учетом их тесных связей с историей, социальным устройством и религиознофилософскими концепциями эпохи, их породившей, можно понять своеобразный ход древнеиндийской эстетической мысли, характер заимосвязей и взаимозависимости различных видов искусств. Верховные божества раннего индуизма, согласно трактатам, имеют самое непосредственное отношение к искусству танца. Главными богами, ассоциировавшимися с хореографией, являются Шива породивший танец, овладевший им в совершенстве и получивший за это имя Натараджа царь танца; его супруга Кали и воплощение Вишну в образе богачеловека Кришны.Танцы Шивы имеют многослойный сакральный смысл. Могущественный бог созидания и разрушения предстает в них в образе космического творца; как воплощение жизни и смерти; открывая людям "цель пути" освобождение от земных иллюзий и достижение просветления, неся им идею о человеческом сердце как о центре Вселенной. Каждый из танцев Шивы, в зависимости от его основной темы, имеет свое собственное наименование.