Какие проблемы подстерегают родителей первоклассника
20.09.200905:37

Переживания о подготовке к школе позади: ваш ребенок стал первоклассником. Тут и наступает время для других волнений: как помочь сыну или дочке в подготовке уроков? Как изменить его режим дня? Что делать, чтобы его знакомство с одноклассниками прошло наилучшим образом? Давайте посмотрим, какие проблемы обычно волнуют родителей первоклассников и как их можно решить.

Меняется режим дня

Несомненно, новый статус ребенка так или иначе влияет на жизнь всех членов семьи. Особенно это отражается на режиме дня в доме. Первоклассник больше устает, чем прежде, раньше ложится спать. Хорошо, если семья живет в большой квартире и ребенок может лечь в своей комнате. Если же квартира маленькая, то под новый режим дня придется подстраиваться всем. Денис Вальковский, папа первоклассника: «Теперь в нашей семье все рано ложатся спать и рано встают. Нашему младшему это не очень нравится: он привык играть с папой допоздна».

Психологи отмечают, что первоклассникам часто очень трудно рано вставать. В таком случае лучше всего купить ребенку будильник и доверить ему самому ставить его на утро. Это помогает воспитать в школьнике чувство ответственности и самостоятельности.

Ребенок адаптируется к школе

По словам Натальи Ромашкиной, педагога-психолога высшей категории челябинской школы № 151, ее коллеги выделяют три типа первоклассников: с благоприятным уровнем адаптации, условно-благоприятным и неблагоприятным. Часто дети плохо переносят монотонию (однообразную работу), у них недостаточно высокий познавательный уровень, им сложно влиться в коллектив. Конечно, все эти проблемы вызывают волнение у родителей ребенка. Однако, по статистике, более половины всех первоклассников уже к концу октября полностью адаптируются к школе. Поэтому не переживайте лишний раз, а лучше улыбнитесь ребенку и приободрите его. Наталья Ромашкина: «Ребенок должен чувствовать, как здорово и замечательно, что он пошел в школу. Он должен быть уверен, что справится со всеми трудностями, что ему помогут. Тогда адаптация пройдет куда быстрее».


Более половины первоклассников уже к концу октября полностью адаптируются к школе.

Существует мнение, что детям, посещавшим садики, намного легче привыкнуть к школьной жизни, чем их сверстникам, воспитывавшимся в семье. Поэтому и поводов для волнений у родителей бывших детсадовцев меньше. Ольга Грибова, мама первоклассника: «Наш сын ходил в садик, и я знаю, как он ведет себя в коллективе. Он понимает, что такое дружить, делиться, помогать другим ребятам. По крайней мере, за это я спокойна».

Впрочем, в качестве детского коллектива не обязательно должен выступать садик. «Мой сын не посещал детский сад. Зато мы ходили на подготовительные курсы перед школой. У ребенка нет никаких проблем в общении со сверстниками. Наоборот, он постоянно собирает вокруг себя компанию», – комментирует Денис Вальковский.

По мнению Натальи Ромашкиной, то, что дети из садиков легко привыкают к новому коллективу, несомненно. Однако и дети из семьи бывают очень разными: «Сейчас значительно увеличился процент родителей, которые очень активно готовят ребенка к школе, водят в разные секции и кружки, пробуют новые методики. У таких родителей, как правило, очень способные дети. Есть и такие ребята, которые, приходя в школу, черпают энергию из внутренних ресурсов. У них есть природный талант находить друзей. А есть, к сожалению, и такие дети, которые в дошкольном возрасте не получали должного количества информации и положительных эмоциональных импульсов. Для этих первоклассников адаптация к школе может стать серьезной проблемой».

Трудности с дисциплиной

Многие родители в этот период сетуют на то, что приходится быть жестче с ребенком, так как у детей возникают трудности с адаптацией в школе, и это выливается в нарушения дисциплины. Часты случаи, когда первоклассники, устав от урока, начинают безобразничать в классе: залезают под парты, рисуют фломастерами вместо того, чтобы решать задачу, перебивают учителя. Наталья Ромашкина поясняет: «Развитие каждого ребенка индивидуально, у одних детей к семи годам формируется психологическое новообразование "я – школьник", у других – нет».

Что же делать, чтобы помочь ребенку осознать и принять новую для него социальную роль? Ольга Грибова: «В садике ребенок может встать и уйти с занятия, если ему стало скучно. В школе же этого делать нельзя. У нас сын непоседливый, так что я постоянно напоминаю ему, что он уже человек серьезный, взрослый, и вести себя должен соответственно». Денис Вальковский: «У нашего сына раньше были детские занятия: играть, гулять, а теперь у него появились и обязанности. Время от времени мне приходится напоминать ему об этом».

Поговорить с ребенком как со взрослым, в доверительном тоне, объяснить ему, что ему нужно делать и как поступать – вот самое правильное и верное, что может сделать родитель. Если разговоры не помогают, то нужно обратиться к психологу и вместе разобраться в причинах сложившейся ситуации. Часто дисциплинарные трудности связаны с нарушением самооценки у первоклассника. Наталья Ромашкина: «Необходимо создавать ситуацию успеха для ребенка, чтобы он чувствовал себя в школе уверенно».

Домашние задания

Официально сейчас в первом классе школы не задают домашних заданий. Однако, к сожалению, это совсем не значит, что ребенок не занимается дома. Ольга Грибова: «Часто на уроке дети не успевают что-нибудь сделать, и работа остается на дом. Мы с сыном постоянно выполняем такие вот домашние задания». Методика обучения первоклассников претерпела значительные изменения с тех пор, как нынешние родители сами были детьми. Поэтому задания, выдаваемые детям, часто ставят в тупик и их мам и пап. Тогда начинаются многочисленные консультации с бабушками, дедушками, тетями, знакомыми педагогами… Невыполненная домашняя работа – стресс не только для ребенка, но и для его родителей. «Моя жена тратит на занятия с сыном по 2-3 часа ежедневно. Все это время они делают домашние задания. Мне кажется, для нее это – источник больших переживаний», – отмечает Денис Вальковский.

Дополнительные расходы

То, что ребенок повзрослел, родители ощущают непосредственно на своем кошельке: нужно заплатить за питание, за охрану и уборку школы, за продленку, сдать деньги в фонд школы, фонд класса, в некоторых школах – отдельно в фонд библиотеки. Иногда просят и на экстренные нужды – крышу починить, окна вставить. Ольга Грибова: «У нас еще не было родительского собрания, где обсуждались бы финансовые вопросы, но мы уже приготовились к тратам». Учебники и пособия, тетради и канцелярия, школьная форма и обувь тоже стоят сейчас немало. Денис Вальковский: «В этом году только за учебники и тетради для первоклашек родители заплатили по 2500 рублей!»

Почему еще волнуются родители

«Я переживаю о том, сделал ли мой ребенок задания, собрал ли он портфель. Проверяю карандаши – не сломались ли, не затупились ли», – делится Ольга Грибова.

У многих родителей появляется чувство, что теперь нужно еще больше следить за сыном или дочкой. Особенно актуальна эта проблема для работающих родителей, дети которых не посещают продленку. Вот уж действительно: спокойно ли первоклассник доберется до дома? Чем он будет заниматься до прихода родителей? Самое верное средство от таких переживаний – снабдить ребенка мобильным телефоном.

Терапевты отмечают, что некоторые дети в первые школьные недели переживают такой стресс, что худеют, теряют аппетит, у них начинаются нарушения сна. Главное – не создавать в доме атмосферу тревоги и напряженности, чтобы еще больше не напугать первоклассника. Наталья Ромашкина советует: «Не показывайте ребенку своих страхов. В какую бы школу вы ни поступили, какой бы классный руководитель вам ни попался, все равно: это самая лучшая школа, это самый лучший класс и самый лучший учитель. Пусть ваш первоклассник чувствует это. Говорите о школе только с радостью». А если ваш ребенок будет спокойным и счастливым, то и у вас не будет поводов для волнения.

Екатерина Сумина, специально для Lady74.ru

Оставить отзыв