Вы здесь
Баленсиага vs Диор20.01.201016:31
Кристобаль Баленсиага и Кристиан Диор. Творцы-антагонисты, модельеры-конкуренты, совершившие две модные революции – испанскую и французскую. И тем удивительнее, что оба родились в один день, 21 января, с разницей в десять лет.
Коко Шанель охарактеризовала испанского кутюрье как дизайнера в истинном смысле этого слова. «Остальные – не более чем модные стилисты», – добавляла она. К Кристиану Диору великая женщина мира моды была куда беспощаднее: «Он не одевает женщин, а набивает их». Впрочем, эти характеристики субъективны – оба были знаковыми фигурами в истории послевоенной моды. Но их влияние на моду современную оказалось неравнозначным.
Сравнительная теория
Кристобаль Баленсиага будто бы заворачивал женщину в ткань, создавая скульптуры и выверяя количество материала вплоть до сантиметра. Его наряды были на века и носились в течение многих лет. Кристиан Диор, напротив, был мимолетен и расточителен – коллекции менялись каждый сезон, а богатая отделка в сочетании с женственным фасоном подчеркивала изгибы женской фигуры.
Даже челябинская мода оказалась «не без Диора»: юбки-тюльпаны были обнаружены среди распродаж.
Баленсиага умел шить, был виртуозом кроя и при разработке модели всегда исходил из возможностей материала. Для Диора же было главным создать с помощью одежды, аксессуаров и духов определенный образ женщины. Вернее, идеальный образ женщины – французский кутюрье допускал использование поролоновых накладок на бедра и грудь. Баленсиага же этого терпеть не мог.
Испанский кутюрье был скромен и не любил фотографироваться, не давал интервью. Вершиной своего искусства он назвал свадебное платье на одном шве. Женщина в его нарядах казалась отчужденной, загадочной и царственной. Диор был достаточно общительным и вошел в историю как человек, одевавший эпоху. Его наряды будто специально были созданы для светских львиц, обожающих жить красиво.
История дома моды «Кристобаля Великолепного» закончилась с его уходом от дел в 1968 году. В 1997 г. французский художник Николя Гескьер реанимировал его, сделав имя Баленсиага узнаваемым модным брендом. Империя Диора не прекращала благополучного существования даже после смерти самого кутюрье.
Евгения Гальперина, челябинский fashion-координатор: «Мне, конечно, ближе Кристобаль Баленсиага. На мой взгляд, именно он заложил основы дизайна костюма 20 века. Например, лаконичность, графичность форм и цветовых предпочтений. Также в его творчестве совсем тонко прослеживается минимализм. Сравнивать Диора с Баленсиага я бы не смогла. Они оба ВЕЛИКИ. Многие модельеры сейчас пользуются наследием этих профессионалов. И то, что марка Баленсиага является сегодня законодателем модных тенденций, тому подтверждение. Не могу сказать этого же про Диор. Но это уже зависит от креативных директоров этих домов моды».
Занимательная практика
По формально-историческим признакам выглядит так, будто победу одержал жизнерадостный и предприимчивый Диор. Но Кристобаль Баленсиага не был бы испанцем, если бы не проявил чисто инквизиторского коварства – творения Диора, как ни крути, стали достоянием истории, а вот компактные нововведения Баленсиага актуальны и сегодня.
Чтобы в этом убедиться, достаточно изучить витрины челябинских магазинов. Например, удобное и практичное платье-мешок есть в каждом втором магазине (например, в «Стильном» за 1600 руб.). Блузки без воротника можно увидеть в коллекциях Orsay и Ostin, цены – разнообразные. На третьем месте – платья с оголенной спиной. Их удалось встретить в befree (трикотажное) и Steilmann (вечерний вариант). Единственное, чего сейчас в магазинах не встретишь, так это жакетов и пиджаков с квадратными плечами. Видимо, по меркам современной моды это слишком авангардно.
Идеям французского кутюрье повезло меньше. Впрочем, даже челябинская мода оказалась «не без Диора»: юбки-тюльпаны были обнаружены среди распродаж того же befree и в новой коллекции Zavodnoy Apelsin (2500 руб.). А вот наряды с пышной юбкой, выраженной талией и декольте в дефиците. Нам просто некуда и некогда носить такие объемные платья.