Конфетку хочешь, детка?
25.08.200613:52

Двое суток на ЧМЗ искали шестилетнего мальчика. В воскресенье, 2 июля, в милицию обратилась челябинка, живущая на улице Черкасской, с заявлением о пропаже сына. Он ушел погулять в субботу, но так и не вернулся. Мальчишку живого и невредимого нашли только в понедельник. Как выяснилось, эти двое суток малыш гостил у своего нового друга. 23-летний молодой человек угостил ребенка мороженым, покатал на машине и привез к себе в гости.

По словам оперативников, ничего страшного с «потеряшкой» не случилось. Однако его семью взяли на контроль в инспекции по делам несовершеннолетних. Ведь такие добрые самаритяне встречаются крайне редко. И задача родителей – оберегать детей от сомнительных прогулок и «добрых дядь». Понятно, что привязать ребенка «к юбке» и не отпускать от себя больше чем на полметра – выход далеко не лучший. Но если малыш не понимает слов? Если он просто очень общителен и готов видеть друга в каждом, кто ему улыбнется? Ведь дело даже не в самих взрослых, а в особенностях восприятия детей 3-6 лет.

Детворе этого возраста тяжело даются обобщения и исключения. Например, элементарная для любого взрослого фраза «Не разговаривай с незнакомцами» способна поставить малыша в тупик. С одной стороны, им нельзя разговаривать с людьми, которых они не знают. С другой стороны, мы требуем от них вежливо отвечать кондуктору в транспорте, продавцу в магазине, новым соседям по дому. Кроме того, наши дети прекрасно видят, как мы сами же ежедневно нарушаем эти правила. Ведь даже ответ на вопрос случайного прохожего о том, который час, в их глазах – это все равно общение.

Оптимальным выходом из такой противоречивой ситуации станут положительные установки. Ребенку лучше сказать, что он должен делать всегда. Ему будет гораздо легче понять, что, прежде чем уйти с кем-нибудь, нужно сообщить об этом маме или папе (бабушке, тете, в общем, любому взрослому, который сейчас опекает ребенка).

Трехлетней Юле Никитиной родители подали это правило в виде игры в тайных агентов. Юлечка была принцессой-агентом из сказочной страны Скрямбии, а мама с папой – ее тайным руководством. Естественно, они должны были знать, где находится их принцесса, чтобы своевременно дать ей зашифрованное задание и получить отчет о секретной операции. К семи годам Юля уже, конечно, понимала, что это всего лишь игра, но привычка держать родителей (а потом и учителей в школе) в курсе событий сохранилась. Эта привычка однажды спасла маму Юлиной одноклассницы от нервного срыва. Юля с Иринкой, почти в полдень, после уроков, уехали погулять в парк Пушкина. Юля, как обычно, сообщила маме и учительнице, а Ира даже не вспомнила о родителях. В семь часов вечера Ирина мама, обыскав уже полрайона и трижды заглянув в школьный двор, позвонила учительнице с вопросом, где может быть ее дочь? Та переадресовала рыдающую мамочку к родителям Юли, которые рассказали, что знали и предложили вместе зайти в парк. Девчушки нашлись именно в том месте, о котором и говорила Юля.

В три года правило сообщать вам о своем местонахождении кажется малышам разумным. Ведь детки сами постоянно интересуются, где находитесь вы. Стоит всего лишь выйти из комнаты на кухню, как тут же раздается любопытное: «Мама, ты где?» Для 5-7-летнего ребенка такие «ограничения» выглядят уже странно и непонятно. В этом возрасте лучше взывать к логике и наблюдательности. Дошколята и младшие школьники моментально замечают, когда что-то идет не так, как обычно. Первоклашка Игорь Пухин часто возвращается домой с «отчетом» о «странных» событиях, случившихся на прогулке или в школьном лагере. Мальчик говорит о том, кто не пришел или привел компанию друзей, или о том, что они всем отрядом ходили обедать в школьный двор, а не столовую. Мама Игорька поощряет наблюдательность сына, папа – логические выводы и предположения. При такой реакции мальчуган наверняка сообщит родителям, если любой (хоть знакомый, хоть незнакомец) взрослый поведет себя не так, как обычно.

И это очень важно, особенно если речь идет о знакомых взрослых. Малыши в силу своего возраста и небольшого опыта убеждены, что взрослый, которому они доверяют, не может обидеть их. Они уверены, что все старшие заботятся о них и желают им только добра.

Особое внимание здесь стоит уделить ласковым ребятишкам. Для них объятие или поцелуй – естественное выражение приязни. Эту детвору нужно научить, что иногда слова лучше объятий и поцелуев. И это правило распространяется на всех, за исключением родных малыша.

В особую группу риска попадают также сладкоежки и стеснительные ребята. Первых стоит приучить всегда спрашивать разрешения у родителей, прежде чем принимать от кого-то конфету или подарок. Это может защитить большинство дошкольников от различных «любителей детских объятий», но правило следует регулярно закреплять устными напоминаниями.

Стеснительным ребятишкам нужно помочь стать более открытыми. Ведь зачастую в подобной застенчивости ребенка виноваты родители. Не научили нужным словам. Внушили, что определенные части тела нельзя упоминать.

– По мере проявления интереса ребенка к своему телу, – рассказывает наш постоянный консультант педагог-психолог Инна Кузьменко, – родителям стоит уделять внимание названиям. Даже совсем маленькие детишки с удовольствием показывают и на себе и на других «носик», «глазки», «ротик». В процессе одевания и купания легко определяются «ручки», «ножки» и т.д. Не менее важно правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как «пипка», «краник» или «пиписька». Это дает возможность ребенку адекватно относиться к себе и своему телу, а кроме того, в случае домогательства помогает определить, что именно произошло.

Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком: «Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), надо ответить «нет» и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне».

Кроме того, лучше, если у вас будет свой договор под кодовым названием «Никаких тайн от родителей». Скажите вашему ребенку: «Если дядя или тетя попытается заставить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне».

В разговорах с детьми 3-4 лет все одновременно и проще и сложнее. В этом возрасте дети приобретают знания о своем теле и основных жизненных фактах. Они начинают спрашивать, откуда берутся дети, и способны понять простые ответы, но не разбираются в отвлеченных понятиях или сексуальных проблемах взрослых. Лучшее, что могут сделать родители детишек этого возраста, – создать атмосферу, в которой ребенок, не стесняясь, задает вопросы о разных частях тела, здоровье и сексуальности. При этом малыш привыкает к мысли, что секс – это то, о чем можно свободно говорить дома.

Ольга Уланова
Полную версию статьи читайте на detvora74.ru

Оставить отзыв